Гомосексуализм в средневековой Японии приветствовался и культивировался
22 июня 2012 г.
В старой Японии, ещё не затронутой европеизацией, гомосексуальность и бисексуальность не просто были широко распространены - они приветствовались и культивировались.
Среди прочего, здесь пойдет разговор и о Шудо(Shudo) - гомосексуальных отношениях самураев, основывавшихся не только на эротическом влечении старших наставников к молодым ученикам, но и на духовной близости между ними...
В отличие от консервативной европейской культуры, в Японии гомосексуальность и сексуальная сфера в целом рассматривалась не с позиций морали, а скорее в контексте социального положения и простого удовольствия. Между прочим, несмотря на последующие изменения в отношении к альтернативной ориентации на протяжении веков, отголоски изначального восприятия половой жизни можно найти в сознании японцев и по сей день.
Самые ранние сведения о гомосексуальности в Стране восходящего солнца относятся к X столетию, поскольку здесь письменность и обычай фиксировать текущие события развились именно в это время. Так что "гомосексуальная" история Японии для нас начинается примерно тысячу лет назад.
В старых японских источниках геи обычно обозначались термином "наншоку", что буквально означает "мужские цвета". Кстати, многие считают, что
это слово с наполняющим его смыслом было привнесено из Китая, учитывая, что японцы в целом очень многое заимствовали от своих соседей, в том числе и иероглифическое письмо. Другое понятие - "вакашудо" , буквально означающее путь юных мальчиков) также нередко встречается древнейших текстах.
Первые упоминания об однополых отношениях достаточно размыты и неоднозначны. И только с одиннадцатого века (эпоха Хэйан) начинают появляться явные описания подобных отношений. Так, в трактате "Гэндзи Монотагари" (История Гэндзи), написанном в начале века, рассказывается о том, как мужчин привлекает красота молодых юношей. В одной из сцен героя отвергает некая дама, и вместо неё он делит ложе с ей младшим братом: "Гэндзи привлёк ближе юношу к себе...Гэндзи со своей стороны, как говорят, нашёл мальчика более привлекательным, чем его холодную сестру".
Повесть о Гэндзи - художественное произведение. Однако, наряду с ним, существует несколько личных дневников эпохи Хэйан, которые содержат упоминания гомосексуальных отношений. В некоторых из них рассказывается об однополых отношениях с участием императоров, а также о "привлекательных мальчиков, содержимых при дворе для сексуальных удовольствий."
В некоторых других источниках упоминаются случаи нарушений половой самоидентификации, например, история о том, как молодой человек влюбился в девушку, которая была на самом деле переодетым юношей.
Одними из первых мест, где гомосексуальные связи были особенно распространены, были буддийские монастыри. Считалось, что представление о "наншоку" было завезено Кукаи, основателем Сингон-сю - одной из школ буддизма, после посещения им Китая в IX веке. Вообще-то ни в одной из его основных работ этого деятеля такие вопросы не совещаются. Также нужно иметь в виду, что любые формы половой активности были строго запрещены Виная - сводом правил поведения буддистских монахов, а Кукаи был большим приверженцем этого кодекса. Однако гора Койа, где располагался его монастырь, стала чуть ли не синонимом однополой любви.
Многие монахи считали, что данные ими обеты чистоты помыслов и воздержания не распространяются на гомосексуальные отношения, о чём свидетельствуют многочисленные истории о страстных романах между
монахами и младшими послушниками, среди них достаточно популярная история Циго Монатагари. На эту тему часто шутили и вообще относились к таким вещам легко и спокойно, если только они не доходили до жестокости, что, признаться, не было редкостью. Иезуиты, посетившие такую буддистскую общину, были просто шокированы "содомией", которой было охвачено буддистское духовенство.
Обычно гомосексуальные отношения в религиозных общинах имели форму педерастии, то есть младший партнёр не был взрослым или просто не воспринимался в таком качестве. Старший партнёр - нендзя (любовник, обожатель) обычно был монахом, священнослужителем или настоятелем монастыря, а младший - послушником или помощником (цзиго), обычно это был мальчик-подросток. Как правило, отношения прекращались, как только юноша достигал зрелости или просто покидал монастырь. Обеим сторонам предписывалось относиться к своей любви серьёзно, ответственно и вести себя достойно, до такой степени, что от нендзя могли потребовать письменно дать верности. За пределами монастыря считали, что монахи склонны к отношениям с мужчинами-проститутами, что было предметом непристойных шуток.
При этом ни синтоизм (древняя религия страны), ни японский вариант конфуцианства не говорили ничего о сексуальном поведении. Вообще, существововало очень мало ограничений и запретов, связанных с сексуальностью. Поэтому, например, авторы эпохи Токугава свободно описывали анальный секс между синотисткими духами (ками). Примечательно, что в это время некоторые синтоистские божества, в первую очередь Хасиман, Миосин, Синмей и Тендзин стали восприниматься как покровители наншоку (то есть любви между мужчинами). Как шутил писатель Ихара Саикоку, поскольку среди первых трёх поколений богов не было женщин, божества наслаждались однополыми сношениями - и это Саикоку считал причиной возникновения наншоку в целом.
Из религиозных кругов культура однополых отношений пришла в военные сообщества, где традиционно мальчики в возраст "вакашу" проходили военную службу, обучаясь у более опытного мужчины. Если подросток соглашался, мужчине разрешалось быть его любовником до достижения им совершеннолетия. Такие отношения, воспринимавшиеся как "братский союз", должны были быть основаны на взаимной верности, ни одна из сторон не могла вступать в сношения с другими мужчинами. Это привело к возникновению формы педерастических отношений по монастырскому образцу. Старший партнёр обучал вакашу боевым искусствам, правилам поведения и самурайскому кодексу чести, при этом его желание быть хорошей ролевой моделью для мальчика заставляло его самого вести себя ещё более достойно. Поэтому считалось, что такие отношения имеют "обоюдно облагораживающий эффект". К тому же обе стороны должны были быть верны друг другу до смерти и помогать друг другу в исполнении повинностей и обязанностей, связанных со службой, в том числе в дуэлях. Хотя предполагалось, что сексуальные отношения между юношей и мужчиной прекратятся по достижении вакашу совершеннолетия, нередко такая связь перетекала в крепкие узы дружбы. В то же время, отношения с женщинами не были запрещены ни одной из сторон. Когда юноша взрослел, обе стороны должны были найти себе новых вакашу.
Позже, в эпоху Эдо, такие отношения в самурайской были чётко распределены по ролям: нендзя был активным и вожделеющим партнёром, а вакашу должен был вступать в отношения с ним в силу своей любви и преданности, а не по причине полового желания. Взрослые самураи не могли играть роль вакашу - только несовершеннолетние юноши (а позднее - и взрослые из более низких слоёв населения) были объектом гомосексуального желания. В редких случаях отношения складывались между юношами одного возраста, однако одни всё равно выполянли роли нендзя и вакашу.
По мере того как японское общество постепенно демилитаризировалось, средний класс стал перенимать отдельные обычаи самураев, причём в случае с гомосексуальными отношениями "шудо" акцент был смещён на материальную сторону. Мужчины-проституты (кагема), которые обычно выдавали себя за актёров театра кабуки и обслуживали как мужчин, так и женщин, существовали вплоть до середины XIX века, несмотря на накладываемые на них ограничения. Многие из них, как и часть актёров кабуки, были закабалёнными, проданными театрам или борделям в детском возрасте (обычно на срок до 10 лет). Часто сами актёры подрабатывали проституцией, при этом они обычно были известны и опекались богатыми
патронами, которые соревновались друг с другом в попытках добиться расположения проститута. Актёр-исполнители "оннагата" (женская роль) и "вакашу-гата" (роль мальчика-подростка) в особенности удостаивались значительного внимания со стороны покровителей обоих полов, их образ часто запечатлевали произведения изобразительного искусства, которые также были очень распространены и популярны.
Первоначально в число мужчин-проститутов и актёров, обслуживающих других мужчин, входили только подростки, так как во взрослых мужчинах не видели желанных партнёров. В XVII веке такие вакашу (и их хозяева) начали скрывать свой возраст, продолжая свою работы, достигая 20 или даже 30 лет. В конечном счёте, это привело к возникновению нового вида отношений "шудо", когда мужчины нанимали "мальчиков", которые в действительности могли быть старше их самих. Эта тенденция была подогрета запретом на демонстрацию в пьесах кабуки длинных юношеских локонов - отличительной черты вакашу. Целью нового запрета было снижение сексуального подтекста действий молодых актёров и снизить ожесточённую борьбу за их внимание со стороны обеспеченных граждан. В результате желанность и сексуальная привлекательность мужчин перестала быть связана с возрастом - требовалось только, чтобы человек выглядел молодо.
Естественно, гомосексуальные связи, столь распространённые в Японии, были отражены в многочисленных литературных работах, с большей частью которых западному читателю ещё предстоит познакомиться. Среди переведённых и изданных произведений - "Великое зерцало мужской любви" (1687) уже упомянутого Ихара Саикаку, создавшего бисексуальный образ, "Кошмар Шанка" (1802) Дзиппэнся Икку, где рассказывается о гомосексуальном солдате, и "Истории лунного света и дождя" (1776) Уэда Акинари, где говорится о монахе-гее. Примечательно, что в Японии была популярна китайская повесть "И даже камни склонились" о двух молодых людях, которые, полюбив друг друга, покинули свои семьи и ушли жить в горы. Вдогонку за ними отправились родственники вместе с их невестами, однако, когда преследователи добрались до места, юноши уже вознеслись на небо. Тогда невесты наложили на себя руки, а родные вернулись домой, терзаясь муками совести за своё неразумие.
Кроме того, однополая страсть была запечатлена в работах величайших живописцев того времени, в том числе Хокусаи и Хирошиге, которые работали в стиле укиё-э ("картины изменчивого мира"). Примечательно, что эротизм в живописи обозначался как "шунга", то есть "картины весны".
Таким образом, мы видим, что в старой Японии, ещё не затронутой европеизацией, гомосексуальность и бисексуальность не просто были широко распространены - они приветствовались и культивировались, органично вписываясь в своеобразную культуру удивительной страны всходящего солнца.
Источник: sex-news.ru