Эффекты восприятия. Или как научиться правильно воспринимать людей вокруг
14 апреля 2014 г.
Нередко мы сталкиваемся с тем, что нас воспринимают совсем не такими, какими мы являемся на самом деле. Или, наоборот, при определенных обстоятельствах, резко меняем мнение о человеке, долго потом еще мучаясь с мыслями типа: «Как? Он же совсем не такой был!». Знакомо? Конечно. А психологи уже давно разобрались, почему так происходит, и дали сему научное объяснение.
Оказывается, что есть такая вещь, которую ученые называют эффектами восприятия. Это ошибки, шаблоны, присущие нашему восприятию других людей, мешающие адекватно судить о личности человека при первом знакомстве. Так какими же они бывают, эти самые эффекты? Давайте разберемся.
1)Эффект ореола.
Эффект ореола, так же именуемый гало-эффектом, является научным названием поверхностного суждения одного человека о другом. То есть, когда вследствие недостатка информации о человеке мы беремся судить о его личности в целом на основе какого-либо одного качества или поступка. Например, вы отправились на вечеринку, и к вам начал откровенно клеиться и приставать какой-то неприятный тип, и, когда вас это окончательно начало выводить из себя, появляется «прекрасный принц», который дает понять навязчивому субъекту, что тому следует убираться куда подальше, тем самым спасая вам вечер. Плюс ко всему «принц» очень мил и галантен, угощает вас коктейлем, да еще и танцует как! - просто отпад. И вы сразу решаете, что это очень хороший человек, у него вагон и маленькая тележка всяких положительных качеств, что он и мастер на все руки, и умен, и ловок, и т.д., и т.п. Это явление положительного эффекта ореола. Возможно потом, при дальнейшем общении, действительно окажется, что новый знакомый такой весь из себя прекрасный, но, чаще всего, люди разочаровываются в своих убеждениях и «ореол» рушится, так как человек оказывается вовсе не таким, каким вы себе его нарисовали. Отрицательный эффект ореола – это то же самое, только наоборот. В данном случае, неприятный тип, который вас домогался, в жизни может оказаться вполне добрым и простодушным, может быть даже с хорошими манерами. Просто в клубе он выпил и немного себя не контролировал. Проблема в том, что отрицательный ореол развеять намного сложнее, и сколько бы всего хорошего ни делал человек, на которого повесили ярлык «плохой», вы не будете замечать этого.
2) Эффект проекции.
Суть этого эффекта заключается в том, что какие-либо свои положительные или отрицательные качества человек приписывает и собеседнику, то есть, можно сказать, проецирует свою личность на личность другого. Например, сидит мужчина на диване перед телевизором с бутылкой пива и смотрит футбол, к нему подходит дочь, просит отпустить погулять с подругами. На отец ей отвечает, мол, опять пиво пить идете? А девочки просто собрались в театр.
3) Эффект установки.
Допустим, подруга вас собирается познакомить со своим братом, но перед этим говорит вам, что брат – человек тихий, стеснительный и немного обидчивый, таким образом, давая вам «установку» о том, как воспринимать личность нового человека. И вы ведете себя с несчастным молодым человеком соответственно. Хотя он, может, совершенно открытый, весьма уверенный в себе паренек.
4) Эффект стереотипизации (обобщения).
Стереотипизация – это приписывание человеку, принадлежащему к какой-либо группе людей, тех качеств, которыми, как принято считать, данная группировка обладает. Евреи –жмоты, чиновники- мошенники и т.д. – типичные примеры стереотипов. Нередко именно такое стереотипное мышление портит все впечатление о человеке, с такими людьми, как правило, неприятно общаться. Так что учитесь мыслить более обширно и разрушать устоявшиеся стереотипы по поводу чего-либо, советует sex-news.ru.
На самом деле эффектов восприятия намного больше, это – лишь самые основные. Но даже зная о них, о механизме их действия, вы сможете более рационально оценивать других людей.
Источник: sex-news.ru